El Paso, Elsewhere — это удивительная игра, которая сочетает в себе элементы известной игры Max Payne и трогательной баллады о разрыве. Несмотря на то, что такая комбинация может показаться неправдоподобной, она стала одной из самых смелых и оригинальных игр этого года.
El Paso, Elsewhere — это видеоигра-задрот. Ее характеристики были бы неуместны на задней обложке игры для OG PlayStation:
- 50 уровней напряженного боя! Семь мощных видов оружия!
- Армия нежити, которую нужно взорвать, чтобы вернуться в ад!
- Более яркая цветная подсветка, чем та, которой можно потрясти светодиодную матрицу!
Несмотря на то, что в основе боевых действий лежит Max Payne (ныряние в замедленном режиме и пистолеты-пулеметы наперевес), по многим параметрам игра выглядит и ощущается как игра ушедшей эпохи.
Поэтому то, что она является одним из самых свежих и передовых инди-релизов этого насыщенного года, должно вызывать противоречивые чувства. Это современная готическая история любви, с потрясающе хорошим сценарием и актерской игрой, несущей сценарий, который в любом другом контексте был бы перегружен. Это проникновенное и личное погружение в мир тяжелых расставаний и циклов насилия, сопровождаемое огромным высокоэнергетическим саундтреком (80 с лишним песен, все — бэнгеры), включая целый хип-хоп-альбом на тему ужасов, сделанный на заказ.
Этот мэшап кажется катастрофой в процессе создания, как если бы вы добавили наиболее философски резонансные моменты Disco Elysium в классический Quake deathmatch, а затем прыгали на кроликах и ракетах, чтобы достичь самореализации. Это звучит как шутка. Это абсолютно не должно работать. Но это работает, и я должен рассказать, почему это работает, и как El Paso, Elsewhere достигает своей невозможной тематической алхимии через 7-8 часов беготни и стрельбы.
Это глубоко олдскульная игра. Начало 90-х, в чем-то даже 80-е. Уровни парят в абстрактной пустоте, начинаются и заканчиваются на лифте. Хватайте оружие и патроны, уничтожайте монстров и спасайте заложников, которых (буквально) видно за милю благодаря тому, что каждый из них излучает столб света в (почти) всегда видимое небо. Захватите всех людей, и небо станет красным и злым, появятся новые враги, а вы проберетесь к выходу. Повторите это 50 раз.
Сюжет мог бы быть таким же простым, как эта центральная петля. Исследователь паранормальных явлений, превратившийся в истребителя монстров, Джеймс Сэвидж приехал сюда, чтобы надрать задницу, присвоить себе имя и расстрелять монстров в замедленной съемке, спасая заложников, принесенных в жертву Дракулой, повелителем вампиров. Проблема в том, что Дракула — это бывшая Джеймса, и им предстоит разобраться в ситуации после разрыва. Опять же, это похоже на шутку, но она подается абсолютно искренне (хотя время от времени Джеймс находит время пошутить), и я не думаю, что многие другие разработчики смогли бы это сделать.
Изображение 1 из 9
Strange Scaffold — небольшая инди-компания, возглавляемая Ксалавиром Нельсоном-младшим, человеком, быстро приближающимся к тому, чтобы стать автором двух десятков игр, большинство из них — в качестве сценариста (раскрытие информации: Нельсон-младший — бывший внештатный обозреватель журнала). Он и его команда быстро становятся экспертами по извлечению пафоса из причудливых концепций. Вот пример: Игра An Airport For Aliens Currently Run By Dogs, в которой сюрреалистические причуды уравновешиваются болью и трудностями поддержания отношений на расстоянии. В нем чувствуется личное.
El Paso, Elsewhere идет дальше — чувствуется, что Ксалавье вложил в него всю свою душу, выступив в качестве сценариста, режиссера, актера озвучивания (как для задумчивого главного героя, так и для другой ключевой роли, которую я не буду раскрывать) и даже солиста в вокальных композициях. Хотя это заслуга всей команды Strange Scaffold (особенно музыкального лидера RJ Lake), трудно отделаться от ощущения, что это игра Ксалавье. Каким бы фантастическим ни было обрамление, расставание в Эль-Пасо кажется слишком реальным. Сожаления и предупреждающие знаки игнорируются на фоне череды приятных, часто смешных воспоминаний, которые вы получаете возможность пережить благодаря тому, что эльдрическое убийство-пустота черпает свои идеи для дизайна уровней, повествования и монстров из глубокого колодца счастливых и травматических воспоминаний Джеймса и Дракулы.
В один момент вы оказываетесь в готическом поместье, раскрывающем трагическое происхождение вампира. Затем вы слушаете воспоминания о том, как она игриво расспрашивает Джеймса о том, как работают «Трансформеры» и занимаются ли роботы-машины сексом. Есть сюрреалистические отступления о подкастах, посвященных настоящим преступлениям, пародийное нуар-радиошоу Pill Cop, которое карикатурно сходит с рельсов, а затем игра возвращается к болезненно реальному диалогу, когда мрачная пара сталкивается друг с другом, небрежно разрывая глубокие эмоциональные раны, уклоняясь от ответственности и вновь делая все неуютно реальным.
Тематика игры летит близко к солнцу, рискуя вызвать болезненную неловкость, но умудряется держаться до самого конца.
Бегать и стрелять здесь очень весело (пусть и просто), а абстрактный, намеренно изломанный дизайн уровней создает несколько очень забавных последовательностей и тематических переключений, но именно глубокая личная драма заставляет меня с нетерпением ждать следующей реплики диалога, которой придает дополнительный вес и энергию саундтрек. Каждый уровень, декорации и сцены имеют свое собственное сопровождение, и как бы хорошо все это ни сочеталось в контексте, оно прекрасно слушается само по себе. Это возвышает и без того прекрасные впечатления.
El Paso, Elsewhere — прекрасная, фрагментарная аномалия. Веселая, быстрая и жуткая, способная воскресить в памяти все те неудачные решения в отношениях, которые вы когда-либо принимали.