Спустя почти четверть века Jagged Alliance снова надирает мне задницу, и я не могу быть счастливее. Невезение, гордыня, дешевизна контрактов с наемниками плюс моросящий огонь вражеских минометов привели к завершению 25-часовой кампании с небольшими шансами на восстановление. Я даже не злюсь — это был впечатляющий последний бой. Я знаю, что я сделал не так. Я начинаю все сначала, нанимаю новую команду. На этот раз все будет по-другому.
В то время как XCOM стал синонимом отрядной тактики, я всегда относился с симпатией к игре Jagged Alliance 2, выпущенной компанией Sir-Tech в 1999 году. Пьянящая смесь тактических перестрелок, стратегического управления наемниками и ролевых диалогов, побочных заданий и мародерства. Она была чертовски сложной, но разочарование сдерживалось благодаря обучаемой глубине боя и глубоко иррелевантному тону на полпути между The A-Team и Commando, отталкиваясь от боевиков той эпохи.
(Image credit: THQ Nordic)
До сих пор никто не смог вернуть ту искру. Более мрачная, жесткая и безрадостная Jagged Alliance: Rage! казалась концом. К счастью, у разработчиков Tropico, Haemimont Games, были другие идеи. Несмотря на то, что отрядная тактика не является их привычным делом, я с радостью могу сказать, что Jagged Alliance 3 осовременили и упростили, сохранив при этом дух оригинала. В основе своей это олдскульная игра, которая, как и прежде, очень забавна.
Действие JA3 разворачивается спустя всего пару лет после событий оригинала 90-х годов в бывшей французской африканской колонии Grand Chien (в переводе — «Большая собака»), богатой алмазными рудниками и оппортунистами. Местный военачальник похитил президента Гранд-Шьена, и его дочь хочет, чтобы вы возглавили отряд достаточно плохих парней и дуделок, чтобы освободить его и, возможно, всю страну. К сожалению, имея всего 40 000 долларов, вам придется обратиться к команде «Б». Я бы не хотел, чтобы было иначе.
Большинство наемников из JA2 вернулись, а также несколько новичков, что означает, что у вас будет многонациональный отряд неудачников. Хотя шутливый тон игры и «отрывание» декораций могут кого-то оттолкнуть, я считаю, что это очень важно для игры, и мне было над чем посмеяться. В отличие от обычной тактической игры, каждый наемник — это полностью реализованный член партии в RPG: около 36 доступны для найма, и еще несколько можно подобрать в полевых условиях. Некоторые из них — профессионалы, некоторые — тупицы, и почти все они симпатичны.
(Image credit: THQ Nordic)
В то время как новый актерский состав впечатляюще справился с возвращением персонажей, мне понравились и новички. Особая благодарность Лейли «Livewire» Идриси, веселому молодому пакистанскому инженеру. Она умеет ремонтировать технику, предлагать людям перекусить в долгих поездках, а также взламывать устройства с помощью своего КПК — постоянного предмета инвентаря, который, как отмечается в игре, покрыт симпатичными наклейками.
Каждый персонаж имеет много озвученных реплик, как в бою, так и вне его, часто вступая в разговоры с NPC. У некоторых из них есть друзья и соперники, с которыми они будут подшучивать и ссориться, а 4-6 человек, составляющих отряд, вполне достаточно, чтобы пройти кампанию несколько раз с совершенно разными ощущениями.
Теория движения снаряда
Боевые действия в JA3 разделены между симуляцией, характерной для предшественника, и более читаемыми полями и системами современного XCOM. Движение основано на очках действий, на него влияют показатели ловкости, боевой дух, степень отдыха и другие факторы, но оно визуально интуитивно понятно. Сетка движения показывает «синий» радиус перемещения, в котором у вас будет достаточно AP для стрельбы. Если вы играли в современную тактическую игру, то вам будет легко влиться в игру и начать, но процесс всаживания пуль в плохих парней гораздо более гранулированный, чем бросок кубика.
(Image credit: THQ Nordic)
Каждая пуля — это физический объект, вылетающий из ствола пистолета и летящий к цели. Если пуля попадет во что-нибудь по пути (камень, стену или прохожего), она нанесет свой урон именно там. Процентов попадания нет, есть только конус прицеливания, основанный на снаряжении и статах. Трата дополнительных очков действия на прицеливание ужесточает его (мигающее желтое перекрестие указывает на то, что вы почти наверняка попадете), придавая боям интуитивное восприятие.
Если укрытие не пробито, пули не попадают в него, но высунувшиеся наружу конечности могут быть поражены шальным огнем или индивидуальным прицельным огнем. Выстрелы в голову смертельны, выстрелы в руку снижают точность, а выстрелы в ногу замедляют. Шальная пуля может доставить много неприятностей, что побуждает двигаться осторожно, поворачивая камеру вокруг, чтобы убедиться, что все находятся за укрытием. Броня помогает, но она изнашивается, заставляя тратить драгоценное время между боями на то, чтобы поручить механику наемникам ремонт.
Многие сложные элементы JA2 были сокращены. Если на этапе проникновения в реальном времени до начала стрельбы врагов можно подкрасться к ним (и уничтожить), то после начала пошагового боя все персонажи имеют обзор 360 градусов и при стрельбе не учитываются. Бары выносливости и морали в JA2 заменены на простые баффы и дебаффы. Честно говоря, я по ним не скучаю, и есть интересные системы, восполняющие эти пробелы.
(Image credit: THQ Nordic)
Каждый наемник теперь обладает уникальной способностью — пассивной (инженер Барри Унгер создает несколько метательных зарядов особой формы) и активной (степной охотник Юрий Омрын ведет наблюдение на 360 градусов), что придает бою разный характер. Каждый тип оружия также имеет свои преимущества. Так, SMG защищают при движении, пулеметы вгрызаются в землю для точного наблюдения и т.д. В бою меньше микроменеджмента, но больше тактических возможностей, что придает JA3 особый колорит.
Rambo Quest 64
Каждый раз, когда я играю в эту игру, я узнаю немного больше. Здесь есть настоящая глубина.
Стратегический и ролевой уровни — вот что действительно отличает Jagged Alliance. Grand Chien — это открытый мир, который можно исследовать, с городами, наполненными в основном NPC с французским акцентом, многие из которых выполняют побочные задания. Здесь есть алмазные шахты, которые можно захватить для получения дохода, форты, в которых появляются войска для захвата территорий, порты для более быстрого передвижения по воде и другие стратегические задачи. На карте наемники могут тратить время на лечение друг друга, обучение местного ополчения (добавляя союзников на территории, которые вы хотите защитить), изготовление боеприпасов, ремонт снаряжения и модификацию оружия, используя детали, собранные при поломке ненужного оружия.
Понять, что делать в тот или иной момент, изначально сложно, и научиться этому можно только на собственном опыте. Хотя кампания длится долго и нелинейно, со временем агрессия противника постепенно нарастает, сюжетные события могут заставить вас ввязаться в битвы, которые вы не планировали, а безделье приводит к истощению шахт и денежному голоду. Хотя заменить потерянных бойцов довольно легко, слишком частые неудачи могут привести к гибели. Это может разочаровать, но каждый раз, когда я играю в эту игру, я узнаю немного больше. Здесь есть настоящая глубина.
(Image credit: THQ Nordic)
Одна из областей, в которой JA3 на голову и плечи выше своих предшественников, — это карта мира. Каждый квадрат на карте — это индивидуальное поле боя, часто с подземными помещениями и тайниками с добычей. Здесь много интересных вертикалей, а карты снабжены аннотациями, полученными в ходе разведки или взлома, указывающими на точки обзора или маршруты патрулирования. Благодаря этому Grand Chien ощущается как страна, а не просто абстрактные плитки. Кроме того, игра очень красиво выглядит. Поля сражений детально проработаны и великолепно освещены, погода и время суток выглядят великолепно и оказывают статистическое влияние на ход боя.
Даже на «нормальном» уровне сложности Jagged Alliance 3 сложна и трудна, а излишняя самоуверенность и нерациональное расходование средств способны свести на нет весь прогресс. Хотя враги не отличаются особым умом (это же голливудские головорезы), один крит из снайперки или выстрел из штурмовой винтовки в упор может испортить наемнику весь день, а вы почти всегда будете в меньшинстве. Для самых мазохистов предусмотрены переключатели, позволяющие включить режим «Железный человек», в котором наемники просто падают замертво при нулевом здоровье, а не впадают в состояние восстанавливаемого кровотечения.
Я уверен, что найдутся игроки, которые пройдут кампанию вальсом (есть даже достижение за прохождение игры одним персонажем), но для следующего прохождения я включу режим Forgiving Mode, единственную опцию, снижающую сложность. Небольшой ежедневный доход и сокращение времени и ресурсов, затрачиваемых на восстановление между боями, не снижают урон в бою, но позволяют мне играть немного агрессивнее. Хороший набор тренировочных колес для новичков (или зарвавшихся ветеранов), но все же сложнее, чем большинство тактических игр на низких настройках.
Jagged Edges
В некоторых местах JA3 не дотягивает до своего предшественника. Фальшивый ретро-интернет, который можно было просматривать, был сильно урезан, а такие милые элементы, как оформление полиса страхования жизни, сайт некрологов наемников и даже заказ цветов для заклятого врага, к сожалению, исчезли. А вот сайт Института профилирования наемников (IMP) по-прежнему работает, и, пройдя шуточный тест на определение личности, вы сможете создать одного (совершенно необязательного) персонажа. Это стоит сделать, поскольку то, чего им не хватает в индивидуальности, они компенсируют безвозмездной работой.
(Image credit: THQ Nordic)
Еще один недостаток — пользовательский интерфейс в целом. Мне часто казалось, что всплывающие подсказки и блоки статистики, отображаемые в бою, навязчиво громоздки, и хотелось бы, чтобы они были вдвое меньше. То же самое относится и к экранам инвентаря, требующим прокрутки высокодетализированных рюкзаков и тайников наемника, без каких-либо опций автоматической сортировки или очистки. Это излишняя возня без веских причин, которая может превратить переоснащение всего отряда в рутину.
Несмотря на то, что поля сражений великолепны, а каждый наемник имеет ярко выраженную модель персонажа (на которую не влияет надетая броня), есть несколько мест, где становится ясно, что это не мегабюджетное производство. Анимация персонажей может быть немного скованной (особенно анимация ударов из дробовика и взрывчатки), а эффекты кровоизлияний выглядят несколько дешево, кровь выглядит так, будто кто-то нарисовал раненых персонажей ярко-красной краской. Это, конечно, придирки, но в других играх последнего времени они были лучше.
Эти недостатки несколько сбивают блеск с этой в остальном отличной стратегической ролевой игры, но лишь настолько, чтобы понизить ее рейтинг до настоятельной рекомендации ветеранам жанра. Haemimont пообещала, что вскоре после запуска игры появится широкая поддержка модов, позволяющая игрокам создавать новые карты, персонажей, снаряжение и даже новые истории. К тому времени, когда я пройду эту кампанию, будет еще больше сражений. Не могу дождаться.