Обзор Sherlock Holmes: The Awakened — это захватывающая игра, которая переносит игроков в мир знаменитого детектива Шерлока Холмса. В этой игре Холмс и его верный спутник доктор Ватсон расследуют серию загадочных убийств, которые кажется связаны с древними ритуалами и мистическими силами. Игрокам предстоит разгадать загадки, исследовать места преступлений и собирать улики, чтобы раскрыть тайну этих ужасных событий. Смешивая элементы классического детективного романа с элементами мистики и приключений, Sherlock Holmes: The Awakened предлагает увлекательное погружение в мир загадок и интриг.
Невозможно написать рецензию на Sherlock Holmes: The Awakened, не затронув обстоятельства ее создания. Оказавшись в хаосе российского вторжения в Украину, компания-разработчик Frogwares решила собрать краудфандинг на проект, который можно было бы быстро реализовать в условиях регулярных отключений электричества, перебоев с интернетом и прочих неприятностей: ремейк своей игры 2008 года Sherlock Holmes/HP Lovecraft mash-up.
Удивительно, что получившаяся в итоге игра не вызывает ощущения, что ее разработка была быстрой и трудной. Это далеко не поспешное повторение оригинальной игры, Sherlock Holmes: The Awakened полностью переосмыслена с тщательностью и полировкой, и в результате получилась впечатляющая современная детективная игра, которая покажется свежей давним поклонникам, но также не требует ностальгии или знания оригинала, чтобы получить удовольствие.
(Image credit: Frogwares)
Этому способствует убойная задумка: культовый детектив Шерлок Холмс берется за странности лавкрафтовского мифоса. Человек, который никогда не перестает копать и всегда находит рациональное объяснение, встречается с миром, где чем больше вы расследуете, тем более странными и ужасающими становятся ответы, пока вы не сойдете с ума от отсутствия какой-либо рациональности вообще. Это неостановимая сила, бьющаяся о недвижимый предмет, и возникающие искры создают не только захватывающую историю, но и интересный взгляд на психику самого Шерлока — уже в какой-то степени оторванную от нормального мышления, в интерпретации Frogwares.
Игра начинается на улицах Лондона с нахально обыденной загадки — кто украл утреннюю газету Шерлока? — и разворачивается в грандиозный заговор с культами эльдритов, оскверненными ритуалами и богами-бетентакулами, который отправляет Ватсона и Холмса в великое путешествие. В отличие от предыдущей игры студии о Шерлоке Холмсе, Chapter One, это линейное приключение, а не открытый мир, но в разнообразии ему не откажешь: вы попадете в мрачную швейцарскую психушку, на солнечные улицы Нового Орлеана, в кишащие крокодилами болота и т.д.
Каждая локация представляет собой красивую диораму и хранит свой набор загадок, которые вам предстоит разгадать. В роли Шерлока, а иногда и Ватсона, ваша задача — собирать улики и в конечном итоге соединять их в выводы, которые позволят вам продвинуться вперед. Системы в значительной степени перенесены прямо из первой главы — предположительно, это было сделано для экономии времени и ресурсов, но это работает в пользу игры, потому что это по-прежнему отличная механика решения загадок.
Подсказки записываются в вашу записную книжку для справки и помечаются значками, указывающими на то, как их можно расширить или использовать для получения новых подсказок. Например, если вы нашли фоторобот лица человека, имеет смысл спросить у прохожих, не узнали ли они его, или поискать его в архивах, а набор следов можно проследить до их источника, чтобы найти больше доказательств того, кто их сделал.
(Image credit: Frogwares)
По мере продвижения по делу вы открываете вопросы, на которые можно попытаться ответить, соединив соответствующие подсказки. Как умерла жертва? Соедините описание его ран с находящимся рядом подсвечником, и, возможно, вы станете на шаг ближе к разгадке того, сделал ли это дворецкий. Вы также можете визуально реконструировать сцены, перемещаясь по пространству и размещая призрачные образы, чтобы воссоздать события прошлого, а также допрашивать, составлять характеристики и обвинять подозреваемых.
В целом все просто, но элегантно. Процесс осмотра места преступления, чтения улик и, в конечном счете, выяснения связей между людьми, предметами и местами находится в прекрасном равновесии — вы чувствуете, что занимаетесь настоящей детективной работой, но при этом не остаетесь в неведении, когда еще не нашли нужную связь. Как всегда, Шерлок — идеальный аватар для такого рода игры, потому что он — человек, который может правдоподобно заметить любую подсказку и обратиться к любому знанию, чтобы объяснить ее. Он делает тяжелую работу по определению того, что может быть важным и что это может означать, а вы наслаждаетесь сборкой головоломки, чувствуя себя при этом гением.
(Image credit: Frogwares)
Если у игры и есть недостаток, то он заключается в том, что она легко поддается брутфорсу — если вы немного поленитесь, то часто можно просто собрать вместе неправильные ответы, пока в конце концов вы не найдете правильный путем исключения. Но это небольшая цена, потому что обратной стороной этого является то, что здесь трудно застрять — обычно это бич детективных игр. За исключением пары неловких головоломок, Sherlock Holmes: The Awakened всегда движется мягко, придавая игре медленный, но продуманный темп, который никогда не кажется занудным.
Приятно удивляет и то, насколько игра сосредоточена на этом ключевом опыте. Предыдущие игры от Frogwares пытались добавить в игру экшен и бои, чтобы создать ощущение блокбастера, как правило, безрезультатно, а оригинальная версия The Awakened 2008 года была полна длинных и неудобных головоломок для выполнения простых задач. Здесь такого почти нет, и отрадно, что игра придерживается того, что у нее получается лучше всего.
Тем не менее, игра иногда подстраивает свою систему подсказок под решение задач в стиле «укажи и щелкни» — например, вопрос «Как мне пробраться мимо этого охранника?» рассматривается как загадка, решение которой заключается в комбинировании маловероятных предметов. Такие моменты работают достаточно хорошо, чтобы продвинуть сюжет вперед, не нарушая течение игры, но они, несомненно, приносят меньше удовольствия, чем простое расследование места преступления.
(Image credit: Frogwares)
Упор на поиск подсказок и решение загадок подходит лавкрафтианскому повествованию до основания. The Awakened — та редкая игра, которая использует мифос как источник тонкого, нагнетающего напряжения и атмосферы, а не как повод для щупалец, вырывающихся из всего. Несколько галлюцинаций, в которых вы решаете непонятные головоломки в странной пустоте, промахиваются, слишком близко освещая странности, но за их пределами игра обладает прекрасным, ползучим чувством ужаса. На первом плане всегда стоит человеческое зло, а не космические монстры, выползающие из порталов, и от этого игра становится еще более тревожной — особенно в мрачном финале.
Мне всегда казалось, что Frogwares получает особое удовольствие от мрачных и оккультных вещей. Даже в ее более прямолинейных играх про Шерлока присутствуют моменты жути и странных происшествий. В The Awakened вы практически видите, как глаза разработчиков блестят каждый раз, когда вы открываете какую-нибудь новую мрачную сцену, и этот энтузиазм проявляется во всех видах творческих моментов.
(Image credit: Frogwares)
И все же открытий, которые они бросают на пути Шерлока, достаточно, чтобы сохранить двусмысленность в вопросе о том, действуют ли действительно сверхъестественные силы или нет. Ухудшение рассудка самого Холмса и опыт культа в использовании веществ, изменяющих сознание, обеспечивают достаточно правдоподобное отрицание в более сюрреалистичных моментах игры, чтобы позволить игрокам сделать собственные выводы — последняя загадка, решение которой зависит от вас, с удовлетворительной расплатой в любом случае в финальном диалоге игры.
Sherlock Holmes: The Awakened — впечатляющая детективная игра по любым критериям. А если учесть, что она разрабатывалась в зоне активных боевых действий, то это вообще маленькое чудо. Продуманная, атмосферная и отшлифованная, единственным признаком того, что она пострадала от обстоятельств, является ее небольшая продолжительность. При продолжительности около 12 часов мне захотелось большего, и, возможно, для кого-то это покажется незначительным по сравнению со стартовой ценой в $40/£40. Трудно не заметить, что за ту же цену в первой главе можно сыграть в два с лишним раза больше, а тот факт, что все побочные задания игры нужно покупать отдельно в виде DLC, оставляет горький привкус во рту.
Но если вы готовы принять это как небольшую финансовую поддержку разработчика, который борется за то, чтобы продолжать делать то, что он делает в невозможных условиях, то ваша награда — одна из лучших работ Frogwares. Вступительное сообщение команды описывает The Awakened как «наш собственный акт сопротивления хаосу и ужасу, который враг пытался навязать нам». Эта история о душном викторианском детективе не могла бы быть более неправдоподобной формой неповиновения, но в своем уверенном мастерстве она свидетельствует о необычайной стойкости ее разработчика.