«Последний поезд домой» — это фильм о жизни и любви, который заставляет зрителя задуматься о ценности времени и отношений. Главный герой, столкнувшись с тяжелыми испытаниями, ищет свое место в этом мире и стремится найти смысл жизни. Фильм поражает своей глубиной и эмоциональной откровенностью, заставляя зрителя пережить каждую эмоцию вместе с героями.
Last Train Home — это увлекательная игра в жанре военного менеджмента и тактической RTS, в которой вам предстоит возглавить Чехословацкий легион в условиях начавшейся Гражданской войны в России. Не имея возможности вернуться домой, двигаясь на запад, вы придумываете отчаянный план: Захватить бронепоезд и проехать через Сибирь. Вы управляете путешествием как в поезде, распределяя задания и выдавая припасы, так и на поле боя, управляя отрядами из 10 солдат в тактических RTS-сражениях с паузами.
Last Train Home заботится не столько об историчности, сколько о том, чтобы дать вам возможность проникнуться отчаянным настроением того времени и места. Чешские легионеры не хотят сражаться ни на одной из сторон Гражданской войны в России. На самом деле они просто хотят вернуться домой, но никто не хочет, чтобы по стране бродила большая группа неприсоединившихся вооруженных солдат — и уж тем более красные революционеры, которые быстро становятся вашими главными врагами.
Это историческая фантастика, которая сводит события десятков тысяч людей за годы к десяткам за месяцы, но это хорошо сделанная фантастика, которая передает время и место с точностью в эмоциях и деталях, а не в точности событий. Кроме того, она богато представлена, а музыка и арт намного превосходят все ожидания от игры такого уровня разработки и бюджета.
Исторический пыл в Last Train Home в значительной степени поддерживается рассказчиком: Капитан Франтишек Лангер, историческая фигура, присутствие которой ощущается как подлинно чешское. Реально существовавший Лангер был врачом, поэтом и драматургом, воевавшим с легионом по всей Сибири. Это дает сценаристам свободу действий, чтобы его реплики были не только уместными, но и поэтичными — и его рассказ, и реплики в сцене, и FMV-перформанс написаны (на английском) и озвучены (на чешском) с душой, подобающей одной из великих литературных стран XX века.
В качестве иллюстрации процитирую внутриигрового Лангера, который говорит, что на фоне жестокости гражданской войны человеческие страдания просто не заканчиваются: «Как и бои, которые продолжались и продолжались без остановки, как беспокойный шторм в человеческом море».
(Image credit: Ashborne Games)
Поезд с пулями
Выжить в этой буре — вот ваша настоящая задача. Ваши солдаты должны стать многопрофильными людьми: стрелками, кочегарами, пулеметчиками, инженерами, врачами, разведчиками и поварами — и все это одновременно. Вы должны подобрать для них профессии в почти подрывной открытой системе классов персонажей в стиле RPG. Управление персоналом — это хорошо продуманное удовольствие, где вам нужно балансировать между бережливостью и мыслью о том, что ваш лучший инженер может быть взорван шальным снарядом во время любой миссии. Люди изнашиваются быстрее, чем техника.
Это освежает, потому что игры подобного жанра редко дают вам правдоподобное изображение боевых сил — но Last Train Home делает это. Эти люди грязные и холодные, они учатся по необходимости. Они далеки от спасающих мир отрядов сверхспециализированных (и очень чистых) суперсолдат, из которых состоит команда Commandos или кампания XCOM.
(Image credit: Ashborne Games)
В то же время вы должны поддерживать их боеспособность, кормить и согревать, собирая припасы и управляя поездом, но каждая пройденная миля и сражение съедают запасы энергии и здоровья, которые необходимо восстанавливать, чтобы не разрушить их тела и моральный дух. Конечно, вы отправляете их защищаться от врагов, но также и выполнять необязательные побочные миссии — красные ополченцы грабят мирные фермы или конвой перевозит припасы, которые вам наверняка пригодятся. Можем ли мы выделить людей? Может, лучше отправить их на охоту или разграбить ту заброшенную деревню? Редко какой военный менеджмент ставит перед вами такие убедительные и неясные решения.
Самое слабое место в Last Train Home — это RTS-бои. В ее основе, пожалуй, слишком много микроменеджмента, и она слишком зависит от вашей способности ставить игру на паузу и перенаправлять свои войска в середине боя. Это можно простить, ведь так весело устраивать засады с перекрывающимися полями обстрела, делая паузы, чтобы оптимально бросить гранату или подстрелить пулеметчика, но настоящая проблема в том, что вам не очень-то хочется стрелять. Поскольку буквально каждый патрон приходится отчаянно выискивать, ввязаться в большую перестрелку — худший из возможных исходов.
(Image credit: Ashborne Games)
В итоге вы предпочитаете стелс, но управление просто не позволяет играть в Last Train Home как в стелс-стратегию. Например, здесь нет специальной кнопки, чтобы различать атаки ближнего и дальнего боя. В другие годы это могло бы быть нормально, но в год, когда вышла стелс-стратегия от лидера жанра Mimimi-Shadow Gambit: The Cursed Crew — все, что угодно, кроме очень компетентной стелс-стратегии, кажется плохим.
Но не стоит приходить в Last Train Home ради RTS: придите в эту игру ради очень человеческой истории, и вы не будете разочарованы.