Baldur’s Gate 3 — это долгожданное продолжение культовой ролевой игры, которая была выпущена более 20 лет назад. Игра разрабатывается студией Larian Studios и обещает предложить игрокам захватывающее приключение в мире Dungeons & Dragons. В игре ожидаются улучшенная графика, увлекательный сюжет и возможность принимать сложные решения, которые будут влиять на развитие сюжета. Обзор Baldur’s Gate 3 позволит вам узнать о всех особенностях игры и оценить ее потенциал.
Проведя 160 часов за распутыванием заговоров, поджиганием монстров и поиском все более причудливых шляп для своего Барда, я могу с уверенностью сказать, что Baldur’s Gate 3 это самая лучшая ролевая игра, в которую я когда-либо играл. Если бы я не писал эту рецензию, я бы уже создавал нового персонажа и играл бы в нее еще сотню часов. У меня все плохо.
Это игра моей мечты: лучшие части Ultima, Baldur’s Gate, Planescape: Torment, Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura и Divinity: Original Sin. Но она также делает гораздо больше, чем просто пописывает величайшие хиты RPG, находя способ объединить такие разрозненные философии, как кинематографическое повествование, неистовый хаос в песочнице и ролевая игра в настольном стиле. Да, говорит она, вы можете получить свой торт и съесть его тоже.
И он получился очень масштабным, настолько же глубоким, насколько и широким. Каждый из трех актов мог бы стать собственной эпической ролевой игрой, наполненной проработанными подземельями, поразительно запоминающимися квестами и уникальными ставками, поддерживаемыми системами, которые предлагают поистине пугающую свободу игрока. Это игра, переполненная перекрестками, каждый шаг по которым притягивает все новые и новые тропинки, пытающиеся сбить вас с проторенного пути.
Отправляйтесь в путь
(Image credit: Larian Studios)
В начале игры вы узнаете, что заражены паразитом — головастиком, который в итоге превратит вас в чудовищного истребителя разума, лишит вас личности и свободы воли, и вы станете агентом Великого Замысла, пытаясь создать вселенную, где каждый будет злобным кальмаром-монстром. Но первоначальный шок быстро сменяется свободным приключением в дикой природе, напоминающим классические эскапады D&D.
Роща друидов в опасности, гоблины повсюду, таинственное болото и возможность приютить детеныша совиного медведя. Пожалуйста, сделайте это — он просто очарователен. Именно здесь вы встретите большинство своих спутников, которые разделяют ваше проклятие Истребителя разума, позволяя вам пополнить свою партию, чтобы лучше справляться с опасностями Побережья Мечей. Это самая традиционная игра Baldur’s Gate 3, но даже она отталкивается от привычного, используя такие вещи, как таящаяся опасность и притягательность головастика, чтобы держать вас начеку. Она наделяет вас некоторыми способностями Истребителя разума и побуждает использовать их, манипулируя союзниками и врагами, обещая еще более экзотические способности, если вы поддадитесь.
С каждым актом меняется не только место действия, но и тон. Во втором акте происходит самый драматичный поворот, и он переходит в режим чистого ужаса — все эти проклятия, извращенные монстры и травмированные NPC. Здесь есть оттенки Dark Souls и Bloodborne, гнетущая атмосфера и действительно тревожный дизайн существ. Это долгожданная, но пугающая смена направления. Но многое в тоне игры зависит от вашего выбора. Например, в первом акте вы можете объединиться со злодеями, перебить всех героев и невинных и полностью изменить атмосферу всего акта. Вы можете не всегда знать, какую историю вы пишете, но вы всегда ее автор.
(Изображение кредитное: Larian Studios)
Ужас всегда подстерегает вас, независимо от того, в какой части приключений вы находитесь. Когда я добрался до самих Врат Балдура, в третьем акте, я потратил значительную часть времени, пытаясь найти расчлененные части тела убитого клоуна, в квесте, который начинался со смеха и быстро перешел в ужас. Но эта городская среда также обеспечила свои собственные уникальные приключения, полные политических интриг и криминальных войн. Непрерывное разнообразие квестов напоминает 10 различных настольных кампаний вместе взятых, но Larian удается сохранять удивительную целостность, сплетая сотни разрозненных нитей воедино.
Несмотря на то, что каждый из них отличается от другого, впечатляет то, как много всего переходит из акта в акт, в зависимости от ваших действий. Казалось бы, случайные персонажи, встреченные в первые часы игры, в итоге могут сыграть невероятно важную роль в общей истории, появляясь повсюду. Особенно это касается группы беженцев, которых вы встречаете в самом начале игры, и с которыми вы будете сталкиваться снова и снова, оставляя за собой значительный след. Если, конечно, все они не погибнут в течение первых 20 часов благодаря вашим действиям (или бездействию), что резко изменит вкус всего приключения. Последствия вашего выбора всегда очевидны и зачастую грандиозны.
Друзья на всю жизнь
(Изображение кредитное: Larian Studios)
Эпические ставки уравновешиваются множеством очень интимных, личных историй, возвышенных благодаря написанию, которое никогда не попадает в ловушку фэнтези, становясь чопорным или душным.Судьба всего мира висит на волоске, но это вполне обычное дело. Сценаристы Larian решили эту проблему, одарив мир множеством богатых персонажей, в которых вы неизбежно влюбитесь, потратив сотни часов на знакомство с ними.
Несмотря на то, что вы в значительной степени контролируете то, что происходит с вашими спутниками, они обладают гораздо большей свободой действий, чем обычные члены партии в RPG, в том числе когда дело доходит до романтики, где они обычно являются инициаторами изменений в ваших отношениях. У них есть споры, разногласия и планы, которые противоречат друг другу. И они никогда не чувствуют, что играют лишь роль второго плана. Их личные квесты — каждый из которых полон трагедий и конфликтов — неразрывно связаны с главным квестом, и к каждому компаньону относятся так же важно, как и к персонажу игрока. Это их история в той же степени, что и ваша. Более того, вы можете пройти всю игру с их точки зрения, выбрав их в качестве «начального персонажа» во время создания персонажа — хотя для первого прохождения я рекомендую создать собственного персонажа.
Одним из самых ярких моментов для меня стало свидание в откровенно ужасном ресторане с Карлах, тифлингом-варваром, чья сверхъестественная сила подпитывается Инфернальным двигателем в ее груди. Тихий, невероятно милый момент между напряженными жестокими схватками с богами, демонами и похитителями разума. Baldur’s Gate 3 — очень возбуждающая игра, но она также может быть по-настоящему романтичной и тонкой. Отношения, с которыми вы сталкиваетесь, как сексуальные, так и платонические, — это сложные, правдоподобные вещи, которые чудесным образом умудряются быть приземленными, даже когда в дело вступают магические ОМП, романы с божествами и пакты с дьяволами.
(Image credit: Larian Studios)
Каждый компаньон стоит того, чтобы его изучить — даже тот, который вам поначалу не нравится. Колдун Вайл поначалу показался мне большим занудой, но после того, как я поддержал его во всех испытаниях, помог ему воссоединиться с отцом и наблюдал за тем, как он преодолевает своих демонов, я уже не мог представить, что его не будет в моей партии. Флиртующая волшебница Гейл поначалу казалась помехой, но в итоге стала моим самым верным спутником. Я даже чувствовала себя виноватой, когда мне пришлось отбить его во время свидания, но это открыло дверь для крепкой платонической дружбы. Теперь, когда я закончила, мне их всех не хватает.
С остальным гигантским актерским составом игры дела обстоят аналогичным образом — в игре полно многогранных, интересных и несовершенных персонажей, которые придают человечность фантастическим квестам, к которым они привязаны. А поскольку многие из них могут остаться в игре до самого конца, появляется множество возможностей для развития, что, в свою очередь, позволяет ощутить Побережье Мечей как осязаемое, постоянно развивающееся место.
Что угодно
(иллюстрация: Larian Studios)
Все это становится еще более осязаемым благодаря абсурдному уровню интерактивности. Baldur’s Gate 3 в полной мере использует гибкую природу D&D, превращая ее в захватывающий симулятор, где, если вы можете это представить, вы наверняка сможете это сделать. У каждого квеста, головоломки или боевого столкновения есть смехотворное количество способов решения, что постоянно поощряет креативность и любопытство. Каждый раз, когда я думал: «Это никогда не позволит мне сделать это», мне доказывали, что я ошибался, и ни одна пошловатая тактика или эксплуататорская лазейка не считалась запретной.
Заклинания, навыки и физические манипуляции с окружающим миром открывают множество дверей, как в буквальном, так и в метафорическом смысле. Вы можете сделать так, чтобы схватка с трио огров пошла вам навстречу, разбив шаткие колонны, удерживающие здание, в котором они затаились, превратиться в газ, чтобы пробраться сквозь крошечные щели в стене, или использовать магию, чтобы убедить животных выступить против своих хозяев. Возможно, вы никогда не поговорите ни с одной белкой, но у каждого животного в этой огромной игре есть диалог. Вы можете читать мысли, разговаривать с мертвыми, создавать магическую маскировку, становиться невидимым и телепортировать себя и союзников на большие расстояния, причем эти трюки можно использовать снова и снова, а не только как разовые новинки.
Это игра, в которой такая безобидная вещь, как пустая коробка, может стать стержнем вашей стратегии.
Это игра, в которой такая безобидная вещь, как пустая коробка, может стать стержнем вашей стратегии, когда вы перемещаете ее, чтобы добраться до мест над вами, нейтрализовать извергающие яд вентиляционные отверстия или просто бросить ее на ничего не подозревающего врага. Куда бы вы ни посмотрели, везде есть возможность почувствовать себя самым умным человеком в комнате.
Как мастер подземелий, разработчик Larian Studios очень снисходителен, хотя иногда и жесток. Эксперименты поощряются, но ошибки часто приводят к смерти. И эта гибкость работает в обе стороны: враги также могут воспользоваться вашими грязными трюками. Так что если вы можете выпить зелье силы и столкнуть босса с обрыва, завершив сложную схватку еще до ее начала, то вся ваша партия может быть отправлена в небытие. Просто следите за внезапными падениями.
Хайроллер
(иллюстрация: Larian Studios)
Дух D&D передан не только в гибкости Baldur’s Gate 3, но и в любви к броскам кубиков. Исследуя мир, вы будете постоянно делать пассивные броски на навык восприятия, чтобы определить, заметили ли вы ловушку, потенциальную засаду или зарытые сокровища. К счастью, даже если ваш персонаж пропустит что-то, остальные члены вашей партии могут быть более бдительными.
Вам также придется делать много ручных бросков, например, когда вы пытаетесь взломать замок, обезвредить ловушку или просто в разговоре. Навыки, которые вы получаете при выборе класса и биографии, постоянно появляются, подчеркивая ваш ранний выбор и побуждая вас к ролевой игре. Иногда вы получаете уникальные варианты диалога, не требующие бросков — как бард я часто отпускаю шутки или изредка изрекаю стихи, — но когда я пытаюсь убедить или обмануть кого-то, кубики выходят из игры. Механика приятна на ощупь, и я никогда раньше не чувствовал себя так напряженно при выборе собеседника. Это великолепно и напряженно, и я больше не уверен, что смогу принимать решения в своей жизни без кубиков.
RNG, конечно, может быть занозой в заднице, но Baldur’s Gate 3 обходит некоторые подводные камни, присущие системам, в которых используется так много случайностей, предоставляя вам множество способов улучшить свои броски. Заклинания, зелья и бонусы к навыкам могут быть применены для увеличения числа, а ваши спутники тоже могут помочь. При этом всегда чувствуется, что вы все еще контролируете ситуацию. Делая выбор, соответствующий выбранному вами и вашими спутниками фону, вы также можете получить очки вдохновения, которые позволят вам сделать повторный бросок и еще раз взмахнуть битой. Ролевая игра, таким образом, приносит реальные плоды.
Powergaming
(Изображение кредитное: Larian Studios)
По сравнению со многими другими ролевыми играми, в Baldur’s Gate 3 довольно низкий уровень. 12 уровней — это не так уж и много, особенно если учесть, что при повышении уровня вы зачастую не делаете никакого выбора. Но это не так важно, если учесть огромное количество других возможностей для развития персонажа.
Количество магических предметов, с которыми вы столкнетесь во время прохождения игры, достаточно, чтобы заполнить все полки в Sorcerous Sundries, главном магическом магазине Baldur’s Gate, сотни раз. И многие из них дают вам новые заклинания и умения, полностью меняя вашу комплектацию. Найдя множество предметов на тему молний, я превратил Гейла в неуязвимую, извергающую электричество бомбу, которая могла просто ходить по полю боя, выплевывая смерть, и при этом была абсолютно невосприимчива к осадкам. После этого он никогда не покидал мою сторону. Есть даже несколько случаев, когда вы можете добровольно подвергнуться хирургическому вмешательству, чтобы наделить себя новыми странными способностями, например способностью обнаруживать невидимых врагов.
Количество магических предметов, с которыми вы столкнетесь во время прохождения игры, способно заполнить все полки в Sorcerous Sundries, главном магическом магазине Baldur’s Gate.
Я не очень люблю мини-максировать, особенно в сюжетных ролевых играх, но в Baldur’s Gate 3 эксперименты с необычными строениями доставляют абсолютное удовольствие. Для меня дело не столько в том, чтобы внести крошечные изменения, чтобы получить немного больше урона здесь или там, сколько в том, чтобы поиграть с предметами и заклинаниями, чтобы увидеть, какой хаос я могу устроить. А потенциал для хаоса здесь огромный. Кому нужны дополнительные уровни, если можно превратиться в совиного медведя, применить заклинание «Увеличение», а затем обрушить его на врага с огромной высоты, превратившись в сокрушительный метеор?
Благодаря персонажу, которого вы встретите в самом начале игры, вы сможете за небольшую плату изменить свой класс или полностью сменить его, то же самое касается и ваших компаньонов, так что ничто не помешает вам превратить Baldur’s Gate 3 в свою собственную маленькую лабораторию — если только ваш кошелек не полон мотыльков.
Убийство и хаос
(Image credit: Larian Studios)
Если это не было очевидно из истории с совиным метеоритом, бои в Baldur’s Gate 3 удивительно анархичны. Это пошаговая игра (вне боя она по умолчанию работает в реальном времени, но есть возможность переключиться на пошаговую, когда вы, скажем, хотите идеально рассчитать время для тайного проникновения в заполненные монстрами руины), и поэтому она немного медленнее своих предшественниц, когда проливается кровь. Но она также намного лучше.
Каждый клочок — это экспериментальная, свободная головоломка, наполненная множеством вещей, с которыми можно возиться: местность, реквизит, эффекты стихий, даже трупы можно использовать в качестве оружия. Если вы никогда не убивали дьявола, бросая в него мертвого гнома, значит, вы не жили. При желании можно даже вступить в бой с сосиской, украденной из таверны. Но игра радует даже тогда, когда вы не экспериментируете. Просто рубить гоблинов большим старым мечом доставляет огромное удовольствие, особенно по мере роста вашей силы: от бойца первого уровня, который постоянно пропускает удары, до богоубийцы двенадцатого уровня, который может просто отмахиваться несколько раз за ход. Заклинатели, тем временем, начинают с небольшим, но удобным набором инструментов, но уже через несколько уровней у вас появится множество более ярких опций и трюков, которые будут полезны как в бою, так и вне его.
Larian сделали привычный набор заклинаний и способностей D&D впечатляюще гибким инструментом, особенно в том, как они взаимодействуют с полем боя. Вместо того чтобы просто выстрелить в гнолла Кислотной стрелой Мелфа, вы можете выстрелить в землю, на которой он стоит, сделав ее поверхность кислотной. Затем вы можете последовать за ним с помощью Firebolt, который соединяется с кислотой и создает огненный взрыв. Это самая простая система, но по мере того, как вы открываете более сложные заклинания, все начинает работать, позволяя вам создавать массивные ловушки AoE, способные уничтожать небольшие армии.
(Изображение кредитное: Larian Studios)
Затем у вас есть все ваши реакции, которые позволяют, помимо прочего, контратаковать, а также бонусные действия, такие как прыжок, погружение оружия в поверхность (что дает эффект пламени и т. д.) или сталкивание идиотов. Так что вы можете облить свой клинок кислотой, подпрыгнуть к врагу, стоящему над вами, столкнуть его с обрыва, а затем начать плавить его товарищей. Вы также можете бросать любые случайные предметы из инвентаря или находить вещи, разбросанные по самому полю боя. Особенно мне нравится красться, пока меня не заметили, и бросать валун, висящий мангал или что-то еще, что можно найти, чтобы открыть бой. Я просто безумно счастлив начать бой, мгновенно раздавив нескольких дураков.
Некоторые схватки останутся со мной надолго. Это все бои против настоящих армий, в которые я вступал совершенно неподготовленным, что, конечно, приводило к многочасовым крикам и радостным возгласам, когда я, наконец, находил самые хитрые способы победить в них. А еще был случай, когда у меня было всего несколько ходов, чтобы спасти группу людей из взорвавшейся тюрьмы, в то время как рыбы-люди с сетями пытались замедлить и убить меня. Я потратил целую ночь, чтобы разобраться с этим. И до самой смерти я никогда не забуду бой с боссом под музыкальное сопровождение, которое исполнял сам босс. У него был прекрасный голос, и мне жаль, что я его убил.
Испытания и невзгоды
(Image credit: Larian Studios)
Приступить к этому приключению может быть довольно сложно. D&D может быть непроходимой для непосвященных, и Baldur’s Gate 3 не является легким введением в ее правила и причуды. Даже мне, ветерану Baldur’s Gate, который также играет в настольные РПГ, она показалась довольно пугающей, а многие участники PCG в итоге начали игру заново после 20 часов. Она требует большого терпения, и вам, возможно, придется потратить много первых часов на то, чтобы разобраться в ситуации и пробраться через нее. Но когда вы разберетесь с эксцентричностью D&D, вам будет гораздо легче.
Слежение за персонажами и квестами также может стать настоящим испытанием, даже если вам поможет журнал квестов. Иногда течение времени блокирует выполнение определенных квестов, но в других случаях этого не происходит. Я потратил несколько часов, пытаясь попасть в локацию перед переходом во второй акт из-за всплывающего сообщения о том, что я достиг точки невозврата, а потом обнаружил, что локация находится в другом акте и что я все равно могу вернуться, по крайней мере, до совершенно другой точки невозврата. Это сбивает с толку! Лучший способ не попасть впросак — сохранить гораздо больше, чем вы думаете, — на всякий случай.
Отправиться в это приключение может быть довольно сложно.
Учитывая масштаб и сложность игры, я, честно говоря, ожидал столкнуться с большим количеством проблем. Я заметил несколько мелких ошибок и один сбой, но с тех пор, как Larian начала выпускать исправления, проблем не было. Производительность была такой же плавной, хотя с RTX 4090 и i9 13900K я бы забеспокоился, если бы это было не так. В Steam Deck ситуация была более нестабильной, но я с удовольствием смирюсь с 20-30 fps, если это означает, что я могу играть в постели.
После рецензирования такой нелепо большой игры обычно наступает чувство облегчения, когда я заканчиваю. Но не в этом случае. Честно говоря, я мог бы легко достичь кульминации игры несколькими днями раньше, но я просто не мог заставить себя сделать это. Я чувствовал себя обязанным увидеть как можно больше за одно прохождение, потому что все это просто чертовски невероятно. Каждый раз, когда я находил новый квест, чтобы отвлечься, я был счастлив. Еще одна причина продолжать играть! Еще больше лучших в своем классе сценариев, еще больше захватывающих боев, в которых я сражался до самого утра, еще больше волшебных артефактов, которые можно запихнуть в мой красивый беспорядок инвентаря. Я искренне сожалею, что все закончилось. Так что выход один: начать все заново. Я весь в предвкушении.